Как и чем наполнить портфолио ученика
начальной школы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию
(фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и
фото ученика.
Считаем важным дать ребенку
самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и
склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким,
каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую
информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" -
информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших
и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти
информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь
можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей
семье.
"Мой город" -
рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же
можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы
Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" -
фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" -
небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о
занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных
заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" -
рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные
предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по
принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с
названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о
каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки
листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел
удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о
прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ
РАБОТА"
Все мероприятия, которые
проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе
(поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал
стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал
на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с
использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ
ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок
помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная
работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо
предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала
участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию
об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это
сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти
эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку
тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети
принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в
театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или
похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не
только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои
впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на
помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания".
В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с
обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ
ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты,
сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные
ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в
учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать
расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И
ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной
школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку
ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники
школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к
уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А
что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио?
Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию
"Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение.
Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих
товарищей."
Считаем важным добавить лист
отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и
пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ
Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года
необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем
материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью
обновить.
Менее значимые работы и
документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что
представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно
озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ
И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ -
"СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением
этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Важно помнить.
В первом классе, когда
ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи
родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо
сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким
образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,
формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих
возможностей.
|