Совсем
скоро начнет свою работу НПК школьного масштаба, а там не за горами и районная,
а если и повезет, то и городская конференции. Надеемся, наша статья окажет
ребятам, которые готовятся к выступлениям на НПК, хоть какую – то помощь.
Под
исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных
законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке
традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной
проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор
собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое
исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно
выполняется, имеет подобную структуру. Главным смыслом исследования в сфере
образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной
целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового
результата, как в "большой" науке. Анализ представляемых на
конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы: Проблемно-реферативные
- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников,
предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого
собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на
основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный
результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную
трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические
и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и
качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной
новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики
исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы
общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому,
появилось еще одно лексическое значение термина "экология”, обозначающее
общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными
загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто
грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные
с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с
помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на
основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который
могут дать исследования. Ученик должен обладать определенными компетентностями:
Умение работать с рекомендованной
литературой, а это является
основой научного исследования. Необходимо
читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку,
досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом
термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример
или практическое объяснение. Умение
критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо
уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
Определяя верность или ложность того или
иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт
наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое
мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли
теоретическое положение фактическим материалом? Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего
исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной
проблемы на другую. В работе должны быть
использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно,
Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
Этапы
работы над научным исследованием: ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики
и в соответствии со своим интересом выбрать тему. Выбранную тему обсудить на
индивидуальной консультации с руководителем. Изучить предложенную руководителем
литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно. На
основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ
собственного изучения темы. На основе изученного теоретического материала
выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы. Оформить работу
в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое
(7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Желаем удачи на предстоящей научно – практической
конференции!
Елена
Котельникова